Опубликовано: 2000

У нас впервые появилась возможность лоббировать экспорт в Европе - М.Балгабай

У нас впервые появилась возможность лоббировать экспорт в Европе - М.Балгабай

В Стратегии «Казахстан-2050» Главой государства поставлена задача по вхождению нашей страны в число 30 самых развитых государств.

В рамках работы по достижению этой цели Казахстан всемерно расширяет сотрудничество с Европейским Союзом, включающим в себя большинство стран, входящих в «тридцатку».В беседе с нашим корреспондентом председатель Международного бизнес-клуба «Алтын Орда», член Европейского экономического сената Мархаббат Балгабай рассказывает о новых возможностях, открывшихся для Казахстана в сотрудничестве с Европейским Союзом.

- Мархаббат Балгабайулы, известно, что Вы недавно стали членом Европейского экономического сената. Расскажите, что это за организация и что дает Казахстану представительство в ней?

- Европейский экономический сенат - это консультативный орган, созданный в 1997 году и состоящий из бывших чиновников Евросоюза высшего ранга, вплоть до глав правительств и парламентов, крупных концернов, а также ученых. Чтобы не терять потенциал топовых специалистов, выходящих на пенсию, в Евросоюзе решили собрать их вместе, чтобы они консультировали глав государств, правительств и парламентов стран ЕС. За неполные 20 лет своей работы Европейский экономический сенат стал очень авторитетной организацией, в нем около 200 членов из разных стран, в том числе и не входящих в ЕС. Теперь в нем работают даже действующие чиновники Евросоюза и стран, в него входящих.

ЕЭС стал крупнейшим в Европе лоббистским объединением, которое может продвигать интересы стран, сотрудничающих с ним. В этом году, впервые в истории, в Европейский экономический сенат были приняты представители мусульманских стран - Ирана и Казахстана. В ЕЭС вошли Ираш Алепур и его сын Садик Алепур - граждане Германии иранского происхождения, близкие к политической элите Ирана. А от Казахстана в состав ЕЭС выбрали меня. Мою кандидатуру внес недавно созданный Международный бизнес-клуб «Алтын Орда».

Теперь о том, что дает Казахстану представительство в Европейском экономическом сенате. Евросоюз сегодня, как никогда раньше, открыт для нас. Дело в том, что отношения ЕС с Россией в последнее время осложнились, в связи с политической ситуацией. А на Россию приходится значительная доля рынка Евросоюза - минерального сырья и другой продукции. Крупные европейские компании испытывают трудности, связанные с перебоями в жизненно важных для них поставках. Естественно, Евросоюз ищет другие источники этих товаров, то есть стремится диверсифицировать свой импорт. И одним из этих источников в ЕС видят Казахстан - страну, наиболее развитую в своем регионе, лояльную к Евросоюзу и России. И главное - мы обладаем теми же минеральными ресурсами, что и РФ, и к этим ресурсам Евросоюз стремится получить доступ. Кроме того, Евросоюз ищет новые безопасные пути для торговли с Китаем и другими странами этого региона, а Казахстан расположен как раз на возрождаемом Великом Шелковом пути. Таким образом, мы сегодня получили уникальную возможность обрести сильного партнера по продвижению наших товаров на европейские рынки - в лице Европейского экономического сената.

- Как известно, Президентом дано поручение создать при Министерстве иностранных дел Комитет внешней торговли. Чем вызвана такая необходимость?

- Это очень своевременная и важная инициатива, нужная нашей экономике, особенно в сегодняшней ситуации. Создание Комитета поможет систематизировать работу по продвижению нашего экспорта, централизовать ее. Сегодня экспортная политика нашей страны функционально работает в Министерстве по инвестициям и развитию. Но, с учетом проведенной работы по привлечению инвестиций и развитию промышленности, экспортная политика должна быть готова к следующем этапу развития экономики.

Конечно, Правительством создано множество инструментов для стимулирования экспорта, активно работают наши дипломатические представительства в Европе. Ведется пробная работа по выходу на мировые рынки - «Байтерек» продвигает национальных чемпионов, «Казнексинвест» организует выставки за рубежом, Минсельхоз также продвигает свою продукцию. Но эта модель не совсем подходит - для эффективного развития экспорта нам нужно не только продвигать отдельные компании. Нам нужно создавать благоприятную среду для наших экспортеров за рубежом - посредством создания договорной базы. Например, ценообразование в ЕАЭС - должна быть честная конкуренция. Мы должны бороться за вопросы экологии, должны бороться за технические регламенты, должны остаивать интересы наших компаний по госзаказам. Все эти вопросы нужно выносить на уровень двусторонних встреч глав государств. Только тогда мы сможем обеспечить благоприятный климат для наших экспортеров. В целом, продвижение экспорта отраслевыми министерствами оказывается малоэффективным, потому, что нет четкой согласованности в их действиях. А Комитет сможет обеспечить эту согласованность.

- Какой, по Вашему мнению, должна быть стратегия продвижения казахстанского экспорта на внешние рынки?

- Прежде всего, надо отметить, что в нашей стране уже многое сделано для создания конкурентоспособной промышленности. Мы создали лучший инвестиционный климат в СНГ, ежегодно мы реализовывали более 100 инвестпроектов. То есть, у нас есть фундамент для развития промышленности. Но внутренний рынок у нас слишком мал. Есть рынок Евразийского экономического союза, но конкурировать с Россией трудно, потому, что у нее сходная с нашей структура экономики. Назрела необходимость выхода на рынки вне ЕАЭС.

Как я уже говорил, продвижение отдельных компаний не дает хорошего эффекта, потому что в стороне от экспорта остаются более слабые компании. А им тоже надо сбывать свою продукцию, надо развиваться. Государство должно создавать условия для развития всех компаний, даже если у некоторых нет такого качества, чтобы продавать на европейских рынках. Нужно просто разработать правильную стратегию. Мы должны, во-первых, полностью оценить наш экспортный потенциал, определить проблемные вопросы.

Во-вторых, во внешнеторговой политике нужно разделить рынки на категории. Это страны с высокими технологиями - Запад и ведущие промышленные страны Азии; страны со средним уровнем технологического развития - Россия, Восточная Европа, Южная Америка, Китай и другие страны Азии; страны с низким уровнем технологического развития - наши соседи в Центральной Азии, Афганистан, страны Африки. Соответственно, нужно будет сформировать перечень продуктов, производимых у нас в стране. Конечно, у нас будет немного видов продукции, которые можно продавать на Запад. В основном, туда идет сырье. В страны второй категории можно экспортировать уже больше продукции нашей обрабатывающей промышленности. В страны третьей категории можно продавать еще больше наших товаров. Более слабые компании, с невысоким качеством продукции, должны ориентироваться на рынки стран второй и третьей категории. Во всех этих странах, где у нас есть шанс занять какой-то сегмент рынка, нужно проводить работу - выставки, форумы и так далее. И создавать договорную правовую базу. Нужно выявить, где в этих странах есть барьеры для доступа нашей продукции и информировать о них наши компании. То есть, наши производители должны заранее знать требования, которые в этих странах будут предъявляться к их продукции. А наше Министерство по инвестициям и развитию будет запускать программы стимулирования именно под эти требования - то есть повышать качество для определенного рынка.

Таким путем мы решаем четыре задачи. Во-первых, стимулирование внешних и внутренних инвестиций в производство, во-вторых, повышение качества продукции, в-третьих - повышение квалификации специалистов производства, в-четвертых - стимулирование инноваций. То, о чем я говорю, на мой взгляд, и должно стать основой для разработки политики Комитета внешней торговли.

Хочу еще раз подчеркнуть, что у нас появился исторический шанс. Мы можем лоббировать казахстанский экспорт в Европе - в лице Европейского экономического сената мы обрели сильнейшего институционального партнера. Без этого продвижение экспорта крайне сложно, ведь каждая страна защищает свой рынок, но ЕЭС будет нам помогать, потому что Евросоюз заинтересован в улучшении торгово-экономических отношений с Казахстаном. В дальнейшем можно распространять такую модель продвижения экспорта в Азии, на Американском континенте, в Африке.

- Какие у Вас есть планы по содействию продвижения казахстанского экспорта?

- С 2016 года при Европейском экономическом сенате открывается Европейский экономический центр Евросоюза и Средней Азии. Он будет заниматься продвижением экспорта 180 компаний со всего мира у себя в Европе. Мы уже добились того, что первые 20 мест в их списке отведены казахстанским компаниям. И скоро, 14 декабря, мы планируем провести, для ознакомления с Европейским экономическим сенатом и Центром, первый Форум экспортеров Казахстана - при поддержке Министерства по инвестициям и развитию. А в следующем году мы хотим провести первый Международный форум экспортеров, на который будут приглашены около 20 высокопоставленных членов Европейского экономического сената, представители крупнейших концернов Европы - потенциальных покупателей казахстанской продукции, ведущие чиновники стран Европы. Я надеюсь, что Правительство окажет нам поддержку в проведении этого важного мероприятия.

- Спасибо за беседу.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи