Опубликовано: 2700

"Основной состав мажилисменов - безвестные личности, которым в парламенте делать нечего" - эксперт

"Основной состав мажилисменов - безвестные личности, которым в парламенте делать нечего" - эксперт

Вчера, 20 января, казахстанцев оповестили, что 20 марта 2016 года пройдут внеочередные выборы в Парламент. Напомним, ранее Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о досрочном прекращении

полномочий Мажилиса парламента пятого созыва.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с экономическим обозревателем, политологом, общественником и депутатом о том, чем запомнился Парламент V созыва и какие полезные законы были введены в действие. Эксперты ответили на три вопроса, которые на сегодняшний день актуальны и интересуют жителей страны:

1. Чем запомнился состав Парламент V созыва?

2. Как вы относитесь к тому, что в Парламент пройдет большинство тех же депутатов после выборов?

3. Какой, на ваш взгляд, важный и бесполезный законы были приняты в Парламенте?

Денис КРИВОШЕЕВ, экономический обозреватель:

1. - Для меня, честно сказать, были главные герои в Парламенте. Например, Светлана Романовская, которая никогда не отличалась адекватным поведением, в частности, ее конфликт с предпринимателем в туристической отрасли. Потом Соловьева для меня запомнилась, которая всегда отличалась особым подходом к законодательству, хотя считается достаточно адекватным человеком, но при этом проводила поправки в закон о рекламе, который защищал интересы казахстанского производителя в пользу российского. Вопрос об участие одного депутата в деле о Кокпектинской дамбе. У меня лично абсолютно точно сформировалось мнение, что депутаты уже давно не те и занимаются не тем, чем должны заниматься. Запомнились они также гениальной скоростью принятия законов. Наверное, наш Парламент за это можно было бы отправить в Книгу рекордов Гиннеса по скорости прочтения и внесению поправок и прочего. С такой скоростью, наверное, законы нигде не принимаются в мире и с такой же скоростью в них нигде не вносятся поправки, потому что в них находятся ошибки и какие-то вещи, которые следует изменить. Для меня этот Парламент, по большому счету, ни с чем хорошим не ассоциируется.

2. - Я вообще призвал всех депутатов, которые ушли в отставку, сделать следующее: если вы распустились, то отвалитесь, дайте место молодым, потому что уже видно, что люди, которые ходят в Парламенте, уже не должны туда возвращаться. Вообще, если человек подает в отставку, то как-то очень странным кажется то, что он хочет вернуться назад. Это нельзя отнести к Лидеру нации, потому что там все понимали, что необходим новый мандатный веер, то депутаты – они не нуждались ни в каких новых мандатах. Им не доверяли и дальше не будут доверять. Никаких причин доверять депутатам в стране нет, они никого не защитили, да и никаким образом не выполняют свои обязательства, которые должен делать депутат.

На вопрос о том, хотел бы Денис Кривошеев баллотироваться в депутаты VI созыва, он ответил так:

- Вы знаете, если честно, я скажу «да». Абсолютно спокойно, я бы хоть завтра выставил свою кандидатуру в Парламент, но проблема в том, что я не партийный, я не отношусь ни к какой партии, а у нас мажилитарного принципа нет, то есть мы не можем выдвигать собственную кандидатуру самостоятельно, как это происходит в других странах. Поэтому для меня очень прагматично прозвучало недавнее заявление политологов о том, что в государстве не федеративном двухпалатный парламент не имеет смысла. Но, возможно, и вот это заявление сенатора о том, что нам в принципе нижняя палата не нужна, а она достаточно справедлива, нам достаточно палаты представителей, я имею в виду сената, который всем бы этим и занимался. И самое главное, это бы стало облегчением для республиканского бюджета.

3. - Было принято огромное количество законов, во всяком случае, закон о туризме у меня вызывал очень много вопросов. Несмотря на протесты отрасли, несмотря на то, что люди видели, что это все неправильно, закон все равно прошел и сейчас уже нужно ставить вопрос о том, что необходимо его переделывать, потому что он не отвечает современным требованиям.

Зауреш БАТТАЛОВА, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане:

1. - Яркими событиями точно не запомнился. Портрет нашего настоящего Парламента за последние несколько созывов не изменился и не изменились их характерные действия. Основной признак – это пассивное отношение к актуальным вопросам общества, когда такие серьезные катаклизмы в экономической сфере, девальвация тенге, кризисы банковских кредитов, кризисы в строительстве. К сожалению, такого полноценного реагирования Парламента мы не видели. Инициирование законопроектных работ, направленных на решение общественных интересов, мы тоже ярко не наблюдаем. В основном, все инициативы законодательных проектов спускаются с верхов и они, как статисты, их принимают в те сроки, которые им укажут. А сроки настолько коротки, что даже пообсуждать их с обществом времени не хватает.

2. - Из числа действующих парламентариев я для себя отметила лишь несколько депутатов, которые, вероятно, должны будут войти в новый созыв, потому что у них можно отметить связь с обществом, лоббирование общественных интересов. А основной состав мажилисменов – это безызвестные личности, которым в Парламенте, я считаю, делать нечего. Палату парламентариев нужно обновлять и омолаживать, всех пенсионеров оттуда нужно убирать и нужно, чтобы в составе Парламента появились люди, которые действительно работают в экономической сфере, в политической сфере, которые знают ситуацию.

3. - Как-то трудно сказать. насколько эффективно данные законы реализовывали в практике. Я могу сказать однозначно, что законодательство и реальная правовая практика зачастую не соответствуют и поэтому у нас все вопросы решаются через постоянное, систематическое, совершенствованное законодательство, законы меняются, а воз и ныне там.

Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса Парламента V созыва:

1. - Парламент V созыва запомнится всем, потому что в очень сжатые сроки было обеспечено законодательное сопровождение программами «Нурлы Жол» - «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Поэтому, я думаю, что порядка 80 законопроектов, которые прошли в очень сжатые сроки, станут одной из легендарных статей нашего Парламента.

2. - Относиться к этому можно, конечно, по-разному, но дело в том, что у нас решают, во-первых, избиратели, кто в какую партию пройдет, а потом уже партия сама решает, кто будет представлять ее в Парламенте. Поэтому, я думаю, что обсуждать состав других партий будет немножко некорректно.

3. - Я думаю, бесполезных законов быть не может однозначно. Любой закон или дополнение они диктуют со временем. Когда закон новый приходит, и через какое-то время он приходит на доработку, я думаю, это как раз веяние времени. Для меня очень важным законом был законопроект о банках второго уровня и неработающих кредитах, потому что благодаря этому очень серьезно уменьшился прессинг на наших граждан со стороны БВУ. Для меня этот проект останется важным, потому что я в нем работал и, в принципе, мы очень плотно в этом плане работали с Национальным банком и с общественниками, и думаю, он удался в моем понимании процентов на 70, но в любом случае это все на благо общества.

Данияр АШИМБАЕВ, политолог:

1. - Прежде всего, нужно отметить, что пятый Мажилис, в отличие от четвертого, был многопартийным. В Мажилисе пятого созыва были сосредоточены партии «Нур Отан», «Акжол» и «КНПК». Данная конструкция была впервые сформирована, что кроме «Нур Отана» в Парламент смогли пройти еще две партии. Кроме того, от трехпартийного взаимодействия по пятому созыву мы видим, что наличие центра в виде «Нур Отана» сформировано правыми в виде Акжола и левыми – в виде КНПК. То есть, если эту конструкцию удастся сохранить в шестом созыве, то мне кажется, это смогло бы стать хорошей основой для дальнейшей мажилистской деятельности. Кроме того, депутатская деятельность, в принципе, за какие-то особые рамки не выходила, много депутатов показали себя с хорошей стороны. Скандалов, связанных с депутаттами, на этот раз было меньше. Можно отметить удачную работу фракции «Акжол» и фракции «КНПК». Что касается перехода в исполнительную власть, по этому критерию нельзя не отметить назначение Дариги Назарбаевой вице-премьером. С ней я также бы связал очень важный спектр работы Мажилиса – это активизацию парламентских слушаний, которые приняли достаточно высокий уровень. Я бы отметил достаточно серьезный уровень дискуссий. Также могу положительно отметить Нурлана Нигматулина, перешедшего из Мажилиса в исполнительную власть.

2. - Мне кажется, большинство из них перейдут в новый Мажилис. Здесь чистая математика и традиция. Треть депутатского корпуса в списки не попадут. Я думаю, будет некое омоложение депутатского корпуса и привлечение туда новых лиц в определенном объеме. Посмотрим, кого депутаты предложат в качестве фигур. Я думаю, будет некоторое расширение социальных слоев, представленных в Парламенте. А так, все будет зависеть от самих партий, то есть предложат ли они достаточно объективный список. Надеюсь, что основное ядро Парламента V созыва сможет пройти и в шестой созыв.

3. - Бесполезных законов, в принципе, не бывает. Даже в законах, которые кажутся смешными - все они так или иначе работают. Вопрос даже не в том, какие законы принимаются, вопрос в том, чтоб правительство их исполняло. Принятие закона - это само по себе хорошо, но хотелось бы, чтобы это работало, но это уже вопрос не к Парламенту. В целом, уровень работы был достаточно неплохой. Я бы не сказал, что там есть смешные и бесполезные законы, все законы достаточно нужные. 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи